Встречались с Генеральным директором компании мы не у него в кабинете. Местом было выбрано одно из московских кафе. Я не вставлял в петличку красную гвоздику, мы не договоривались о пароле и отзыве.
Переговоры прошли успешно. И вот – «Звзеда». С одним из новых джинглов: «Радио «звезда» - национальное достояние». И с очень странными программами в эфире, вроде той, где певцы рассказывали о своём детстве и о том, чем они любят закусывать.
В редакции уже работало 47 человек. Знакомство с ними заняло некоторое время и стало понятно: с большинством из них ничего сделать не получится.
Радио так устроено. В создании конечной продукции принимает участие много людей. Сначала надо придумать, родить идею. Потом сценарий, голоса, запись, оформление…
- А что делает у нас вот этот сотрудник, - спросил я бывшего начальника. Зачем он здесь?
- Да, он ничего особенного и не делает. Но он сообщил мне о том, что тут был кастинг на начальника и я ему благодарен.
- Так ты ему сам зарплату платишь, - я понимал, что это, скорее всего, последний наш с ним разговор.
37 человек вынуждены были искать новую работу.
А потом – самое трудное, но и самое интересное. Создавать коллектив.
Но ведь на «Детском радио» мной уже была создана крепкая команда. Все уже приработались, шестерёнки аккуратно передавали вращение, я знал, кто и что может, кто и что умеет… Было логичным: всем перейти на «Звезду». «Газпром-медиа» это не понравилось. Но звонить почему-то стали не мне, а моему коллеге. В результате кому-то удалось перейти сразу, а кому-то через какое-то время или вообще – через иное место работы. Но всё произошло довольно быстро. Костяк был.
В целом, работа по подбору кадров очень изнурительна. Её КПД, на мой взгляд, не превышает 3-5%. Поэтому и берут все – знакомых, родственников, знакомых знакомых и т.д. Но тогда результата надо ждать очень долго. Сначала обучать (а это год-два), потом помогать и близко курировать…
Но через какое-то время коллектив был собран.
После этого: концепция, технология, алгоритмы и пр.
С концепцией было просто. Музыкой занимался мой коллега – Михаил Эйдельман, а «буквами» я. Познавательную концепцию мне было создавать не впервой. Короткие познавательные программы я делал ещё на радио «Спорт FM», в конце девяностых. И не так давно создал концепцию «Детского радио». Считая, что время больших, длинных по хронометражу эфиров безвозвратно кануло в лету, я понимал, что надо делать. Кстати, программирование тайм-слотами – тоже. Это такой способ, когда каждая программа выходит в эфир в строго определённое время: от сих до сих. И никак она не связана с программой, которая была до неё и которая будет после. Задача программировать эфир «полотном» гораздо более сложная, но это предсталялось и современным, и правильным.
До сих пор считаю большой удачей позывные «Звезды». Я и не предполагал, что мне легче было придумать, что надо взять первые 8 нот песни «От героев былых времен», чем потом легитимизировать их использование в эфире. Но это – отдельныя история. История поиска вдовы композитора в Иерусалиме на несуществующей в городе улице (таков уж был у меня адрес!).
Исходя из представлений короткого метра познавательных программ, сразу родились «Арсенал», «Теперь буду знать», «Моя Россия. Радиопутешествие», «Операции специальных подразделений» и многие другие. А потом и фантики – «Тайное и неизведанное», «Была история» и ещё некоторые «вспомогательные» программы. Вспомогательные они потому, что слушать, пусть и интересные, программы только об армии невозможно. Даже шоколад, если им обожраться, может опротиветь.
И тут ещё один очень важный момент. Аудиопсихология восприятия. Мне всегда эта наука нравилась, хотя она и принадлежит к одной из самых закрытых для многих. Я подробно обязательно остановлюсь на этом в будущей книге о радио, над которой работаю.
А нюансов, задач много. Как писать тексты, чтобы они воспринимались на слух? Как сделать так, чтобы Nplays – число возможных выходов в эфир этих программ было максимальным и не вызывало оскомины у слушателя. Т.е. добиться того, чтобы при втором, третьем прослушивании открывалось что-то новое, какие-то новые краски. Пусть даже игра слов, смыслов.
Делать всё надо было быстро. Поэтому технология была такой. Я писал несколько первых, пилотных сценариев. И дальше – «делай, как я»: по стилю, по объёму (а в конечном итоге и по хронометражу). Что-то потом приходилось править, но поезд радио «Звезда» уже тихо отправился в путь.
Так родились программы, а точнее – циклы программ и сегментов эфира: «Вечер короткого рассказа», «Ночная радиокнига», «Озвучиваем по Вашей просьбе», «Теперь буду знать!», «Вот, что происходит!», «Была история», «Есть… Что рассказать», «Моя Россия. Радиопутешетвие», «Интересное кино», «Исторические заметки», «История в письмах и воспоминаниях», «Курсивом», «Несостоявшееся интервью», «Как мы устроены?», «Обещание деду», «Радиограмма», «Арсенал. Оружие, которое защищает Россию», «Тайное и неизведанное», «Слова особого назначения», «Операции специальных подразделений», «Письма. Документы войны», «Разведчики прошлого», «Я помню то, чего не видел», «Парады Победы», «Каким он парнем был», «Дело техники», «История награды», «Личный состав», «Секретный полигон», «Строго по тексту».
Может быть, что-то забыл. Но время это было чрезвычайно интересным.
Есть и ещё один важный момент. Голоса и оформление. И здесь огромный вклад внёс в реализацию этой концепции очень талантливый человек, с которым мы делали и «Детское радио» (а, забегая вперёд, вместе начинали радио «Книга»), Тимур Милоянин.
Добрым словом нельзя не вспомнить и сценаристов. Олег Рязанов, Екатерина Хмелевская, Надежда Карнишина, Иван Кобзарев, Дмитрий Найдёнов и многие другие терпели меня. Я, конечно, измучил их, повторяя, что радио – это завод. Но они не сильно роптали.
Главное, что нам никто не мешал. После моего второго визита в Министерство Обороны, я услышал слова «делайте, что запланировали!» и успокоился. Были, конечно, какие-то креативные попытки высокого уровня, например, начать рассказывать о еде, но они упирались в моё встречное предложение пригласить астролога.
6 лет работы на радио «Звезда». За то, что получилось, мне не было стыдно
и неловко ни тогда, ни теперь.