Концепция радио "ЗВЕЗДА"
придумать текст
Меняются времена, меняются понятия. Когда-то слово «патриот» вообще означало – «революционер». Правда, было это давно, во времена французской революции. Несколько веков спустя это древнее слово приобрело националистический оттенок. Мы знаем, к какой страшной войне это привело не только Европу, но и весь мир. И уже совсем недавно, в прошлом веке, за словом «патриот» прятались, как за последний редут, хватались за него как за последнюю соломинку, подлецы всех мастей. Не сослужил доброй службы и коммунистический интернационализм, окрасивший слово "патриот", в пурпурные тона. Размыв его привязанность к родной земле, к конкретному городу, к конкретной деревне.
Сегодня, имея в виду первоначальный, чистый смысл этого слова, мы вынуждены делать какую-то оговорку,
давать дополнительное, уже современное определение
этому понятию, добавляя: «просвещенный патриотизм», «актуальный патриотизм».
В наше время мы оперируем уже более общими понятиями.
Мы говорим о человечности, об общечеловеческих ценностях. Есть ли в сегодняшних, в новых условиях совместной жизни многих народов и стран, место для патриотизма? Ответ на этот вопрос уже дан. Причем в позапрошлом веке. Русским философом Владимиром Соловьевым. "Как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном, или высшем, мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества как включающему в себя и истинное благо каждой части" (1884).
В конце концов, каждый решает этот вопрос по-своему. Каждый дает на него свой ответ. Однако, совершенно очевидно, что никто не станет подвергать сомнению любовь к Родине. Она, любовь к Родине, не изменилась со времен древней Греции. Она пережила все века и эпохи, оставшись в чистом и первозданном состоянии. Так уж устроен человек.
Он не может не любить то место, где родился. А если это и происходит, то для этого есть другое специальное греческое слово – «патология». Патриотизм нельзя требовать. Нельзя насильственно вбивать лозунгами. Его нельзя подогревать неумелой пропагандой.
Как всякое сложное, составное, комплексное понятие патриотизм использовался и будет использоваться очень разными людьми, очень разными политическими силами для достижения узких, корыстных целей. Это – не наша тема. Наша тема – это наш человек. И воспитание в нем патриота – процесс не только сложный, но и очень деликатный. И осложняется он тем, что пройти весь путь приходится с самого начала. В первую очередь потому, что мы живём в очень молодой стране. И хаос 90-х годов в наших воспоминаниях ещё очень близок.

Так что же делать? Ответ может показаться неожиданным.

Надо – любить. Надо помогать людям любить. Надо научить любить. Надо говорить о том, что мы все живём для того, чтобы любить.
Невозможно не любить свою малую родину, знакомые с детства места. Нельзя не любить мать, детей. Трагично не понимать, что такое любовь к женщине, не испытывать этой любви.

Не чувствовать сопричастности к великой истории своей Родины невозможно. Слова «наша история» не должны вызывать панику в голове. Они понятны и принимаются каждым нормальным человеком. Это – необходимая корневая система, без которой просто не выжить.

Не уважать, не любить родной язык, на котором написана, создана величайшая в мире литература – по-крайней мере неумно и расточительно. Родной язык – это сравнительно легко пополнимое богатство каждого, в каждом.
И очень важный аспект - отношение к делу, которым ты занимаешься, как говорили раньше – которому ты служишь. Работа, как служение с большой буквы, служение людям, родине – почти забыта. А ведь «зарабатывание денег» - это не работа, и уж тем более – не служение. Это – занятость.

Служение же – всегда предполагает стремление к самосовершенствованию, к профессиональному, честному отношению к делу. Процесс этого воспитания, взращивания очень долог и деликатен. Потому что не природные, не инстинктивные, не автоматически заданные ростки этого общественного чувства, должны прорасти сами,
именно сами, и внутри каждого.

Возникает вопрос: нужна ли такая пропаганда патриотизма вообще?
Ответ может показаться неожиданным. Она не просто нужна, а крайне необходима.
Многие, особенно люди зрелого возраста, устали от неумелой пропаганды очевидного. Многие помнят, как навязчиво, вычурно и театрально это было в нашем недалеком прошлом. (Хотя сегодня чрезвычайно важно, что было это совсем в другой стране).

Возникает вопрос: нужна ли такая пропаганда патриотизма вообще?

Ответ может показаться неожиданным. Она не просто нужна, а крайне необходима. Устали от нее только люди средних лет и преклонного возраста. В том числе и те, кто занимается созданием и управлением средствами массовой коммуникации. Однако потребителями их продукции являются формирующиеся личности. Те, кому неведома и непонятна «пропаганда очевидного». Не забудем, что сегодняшние молодые люди - те, кто родился после 1985 года - вообще, в принципе, только по времени своего появления на свет, сформировались в очень сложное для страны время, как его теперь называют. А каким было это время для мужающих подростков?

Для их остро восприимчивой в силу возраста и по тому же обстоятельству - совсем не окрепшей души. Это была катастрофа. Они выросли «на пепелище». На руинах старой формации. Но и это было бы только половиной, частью беды. Новое общество, новая демократия к периоду их взросления создана не была. Был традиционно сложный для всех стран переходный период. С весьма своеобразной общественной моралью и нравственностью. С забытыми государством основными своим функциями. Первая из которых - забота о детях и стариках. Пройдет еще совсем немного времени и старики, с детства помнящие имя и отчество Ленина и близко к тексту цитирующие его «Апрельские тезисы», уйдут в силу естественных причин. А их дети и внуки останутся. И чему они научат уже своих детей и внуков? Тех, кто вырос «на пепелище». Тех, кто в детстве играл в бандитов, а не в "казаков-разбойников". Тех, кто сформировался на хлынувшей потоком самой дешевой и самой низкопробной продукции общества массового потребления. Кино, книги, журналы.. Даже сейчас многие компьютерные игры для детей были и продолжают создаваться на сюжеты, высмеивающие наши исторически сложившиеся морально-нравственные ценности.
Сложившиеся системные социальные структуры: школа, семья, вузы - тоже пережили кризисное, критическое время. Сегодня мы знаем, к чему привело это время. Только теперь мы стали говорить о возрождении школы и обратили внимание на учебники, по которым учат детей.
Только теперь мы поняли, что молодые специалисты - выпускники вузов, в лучшем случае являются специалистами в области «самопиара». Они мало читали. Они мало знают. Они обладают до смешного узким кругозором.
Сможем ли мы сегодня исправить ситуацию? Не поздно ли уже? В самом плохом случае - ответ утвердительный. Но означает ли он, что нам ничего не надо делать? Что возрождающееся, строящееся государство не должно обратить внимание на эту проблему? Разве не должны мы, понимающие это положение, эту трагедию, что-то делать, предпринять что-то для ее исправления. На этот вопрос ответ должен быть утвердительным в любом случае и при любых обстоятельствах.
Но мы можем и не делать этого. Однако за наше бездействие придется заплатить. И ценой в данном случае будет - будущее России. Платить такую цену мы не только не хотим, но и расплачиваться жизнью наших потомков - считаем неприемлемым.